Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 29.04.2024, 22:36

Web-портфолио учителя георгафии Нефедовой Татьяны Анатольевны
МБОУ МО "СОШ №6" г.Нягань

Меню сайта
Форма входа

Творческая мастерская



г. Нягань

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Изменения, происходящие на современном этапе развития России, переход страны к информационному обществу привели к необходимости коренных преобразований в системе общего образования. Возникла потребность в быстром переходе к новым технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением.  С этой целью  в нашей школе активно внедряются компьютерные технологии. 

Я как учитель географии хочу поделиться своим опытом по использованию ИКТ на уроках. Есть различные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении.  Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела первые уроки с использованием презентационной техники  и увидела неподдельный,   повышенный интерес к предмету.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера  решает  проблему поиска нужной информации и экономит время учителя. 

 Раньше я компьютер использовала как печатную машинку: распечатка тестов, индивидуальных карточек, текстов контрольной работы. После прохождения курсов в Муниципальном методическом центре г. Нягань, круг моих возможностей в использовании компьютера на уроках значительно расширился. Курсы не только помогли освоить ИКТ, познакомиться с медиаресурсами, но и понять важную роль использования информационных технологий на уроке.  И чем чаще я использую  компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаю практически безграничный диапазон его применения.

 Кабинет, в котором я работаю, оснащен жидко-кристалличеким  телевизором с большой диагональю  и ноутбуком, что позволяет мне применять электронные учебники  на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная моя задача  состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.     

Я располагаю достаточным количеством электронных учебников по географии и стараюсь максимально их использовать:

 «Начальный курс географии 6 класс» (авторы: Петрова Н.Н.).

 «География материков 7 класс» (авторы:Душина И.В. Коринская В.А).

 «География России 8 класс» (авторы: Дронов В.П. Савельева Л.Е)

 «География России 9 класс» (авторы: Дронов В.П. Пятунин Е.А)

 «Экономическая и социальная география Мира10 класс» (авторы: Максаковский В.П. Заяц Д. В)

Коллекция электронных наглядных пособий по географии 6-10 классы (Республиканский мультимедиа центр, 2005 год Москва.

Географический справочник «Страны мира» ЗАО «Новый диск» Москва 2005 год.

Мультимедийный компакт-диск «Природа России» ЗАО «Новый диск» Москва 2005 год.

Использование    информационно-коммуникативных технологий на уроке, помогает   создать комфортную образовательную  среду,  при которой процесс обучения географии становится более интересным и занимательным, создаёт у детей эмоционально-позитивное  настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ученик на таких уроках работает активнее: самостоятельно анализирует, сравнивает, описывает, выполняет практическую работу.   Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.

 Составляя планы уроков, всегда  предусматриваю различные варианты   работы с применением компьютерных технологий.

Применение цифровых образовательных ресурсов (таблиц, схем, видеофрагментов и т. д.) на этапе урока «Изучения нового материала»  помогает мне  создавать у учащихся  зрительные образы изучаемого объекта, позволяет усилить интерес к изучаемому  материалу.

Например, на первом уроке по материку Африка, «погружая» учащихся в тему вывожу материал электронного диска, даю прослушать дикторский текст, демонстрирую слайды, видеофрагменты, сопровождая их комментариями, и только после того как ученики заинтересовались материалом, начинаю формировать навык определения географического положения материка.

А при изучении темы «Внутренние воды» Южной Америки  в 7 классе,  продемонстрирую  интереснейшие   видеофрагменты о реке Амазонке, водопаде Анхель. Ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А в 6 классе при изучении темы «Вулканы» учащиеся с большим интересом наблюдают за извержением вулканов, чем слушают рассказ учителя, сопровождаемого демонстрацией настенных таблиц.

 Этот вид работы зримо воплощает в жизнь принцип наглядности, который более всего необходим при изучении географии.

В современной школе стоит остро проблема - обеспечение, особенно уроков социально- экономической географии, настенными картами, так как имеющиеся кары устарели и тут на помощь нам приходят информационные технологии, с помощью которых мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран. Использование электронных  карт позволяет мне более эффективно формировать умения и навыки учащихся по анализу картографического материала, выявлению факторов и закономерностей размещения различных отраслей народного хозяйства России, выявлению специализации экономических районов и. д.

При закреплении изученного  материала так же  использую электронные учебники, где ученики с большим интересом выполняют  практические задания. Особенно им нравится работа с контурными картами.

Например, в 7 классе при изучении темы «Тихий океан» учащиеся расставляют на контурной карте названия островов, полуостровов, морей. Прокладывают туристический маршрут плавания корабля от Панамского канала до порта Ванкувер и т. д.

        В 10 классе при изучении важной темы «Политическая карта мира» ученики с использованием компьютера выполняют практические задания на контурной карте. Например, определяют крупнейшие очаги конфликтов, для чего переносят указанные территории на карту, определяют и подписывают на контурной карте  страны с монархической формой правления и другие интересные задания.

       На уроках обобщающего повторения ученики так же  работают с электронными учебниками, решая тесты и выполняя практические задания по изученной теме,  устраняя пробелы в знаниях, если таковые есть, затем сдают зачет в форме тестов. Таким образом, происходит совершенствование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. При такой системе опроса соблюдается полная объективность. Несомненно, такая работа позволяет повысить качество преподавания географии. 

       Еще одна из форм работы, по использованию информационно-коммуникатвных технологий которую я применяю, это – презентация.  Этот вид работы  позволяет мне более наглядно проводить уроки географии. На занятиях не только я, как учитель использую  презентации, но и ученики, начиная с 7 класса,  получая опережающее задание, сами создают презентации и выступают с ними перед одноклассниками. Особенно при изучении таких тем как «Природные зоны материков», «Внутренние воды», «Страны и народы мира», «Заповедники и заказники России» и других. Данный вид работы позволяет учащимся раскрыть в полной мере свои творческие возможности, а так же формировать ораторские способности.

Занятия с применением цифровых образовательных  ресурсов провожу как в кабинете географии, так и в свободном компьютерном классе.

Результатом является повышение интереса к изучению предмета, качества знаний и умений учащихся. Расширяется круг желающих участвовать в олимпиадах и конференциях. Не случайно мои ребята становятся постоянными победителями и призерами городских олимпиад, научно – практических конференций, городских географических марафонов.

Компьютер – это величайшее достижение современной технологии – должен стать незаменимым помощником учителя, это  инструмент, который призван освободить нас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, принести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.

 Он практически решает проблему индивидуализации обучения, значительно расширяет возможности предоставления информации.

 Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

 Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную картину  изучаемого объекта.

          Но  во всем хорошо чувство меры. Нельзя применять ИКТ как дань моде. Все должно быть логично и оправдано, тогда применение новых технологий даст импульс работе учащихся, выступит как эффективный фактор мотивации тех учеников, кто не нашел себя в с условиях урока с традиционными методами.

 

 

Литература

1.      Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. КГПУ, 1998. С.167.

2.      Заболотнова Е. Ю. Информационная образовательная среда по географии. Калининград, РГУ имени И.Канта; №8/07

3.      Лавренов А. Ю. « Интернет для учителя», М., Московский центр Интернет-образования, 2005 год

4.      Смирнов А. В. Что такое мультимедиа? М., Московский  педагогический государственный университет, журнал  «Наука и школа», №4/2006 год

5.      Ходырев А. П. Создание единой информационно-аналитической локальной сети в образовательном учреждении. М., издательский дом «Методист», журнал «Методист» , №3/2006 год


Статистика

Web-портфолио учителя георгафии Нефедовой Татьяны Анатольевны МБОУ МО "СОШ №6" г.Нягань © 2024
Конструктор сайтов - uCoz